Программа модернизации Восточного полигона железных дорог – важнейший транспортный проект, утвержденный Правительством РФ.
В зоне ответственности компаний Нацпроектстроя - больше половины всех работ. Строители возводят вторые пути и мосты, восстанавливают автодублеры БАМа, внедряют российскую цифровую автоматику.
За 2023-24 годы компании НПС расширили под вторые пути 970 км БАМа, почти четверть всей магистрали. В августе 2024 года строители передали путевым станциям РЖД больше сотни километров земляного полотна, это лучший месячный показатель в современной России.
Строители работают в сложнейших условиях: болота, где техника может проехать только зимой. Морозы ниже 50 градусов. Гористый рельеф, сейсмичность, риск камнепадов и лавин. Сотни ручьев и рек, которые сильно разливаются в период дождей. Почти по всей магистрали – зоны многолетней мерзлоты. Стройка идет вблизи первой очереди БАМа, при активном движении поездов.
Чтобы обеспечить безопасность перевозок, строители применяют целый комплекс мер. Для сохранения мерзлоты покрывают откосы насыпей слоями крупного камня, стабилизируя пути. Для гидроизоляции укладывают полимерные материалы. Скалистые склоны укрепляют армоконструкциями.
В марте 2025 года Министр транспорта РФ Роман Старовойт доложил, что по итогам 2024 года план второго этапа Программы достигнут: провозная способность Восточного полигона выросла до 180 млн тонн. Планы третьего этапа – увеличить показатель до 210 млн тонн к 2030 году и 270 млн тонн к 2032 году.